На средних и малых промышленных предприятиях наблюдается кадровый голод

Виноваты работодатели?

Недавно вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что в российских вузах могут быть созданы профильные кафедры под руководством генеральных конструкторов. Они станут готовить специалистов для оборонной промышленности, опираясь на те исследования, которые проводятся в вузах.

Виноваты работодатели?

Тем временем, в регионах наблюдается интересная тенденция. Приоритетом во всех сферах пользуются крупные промышленные предприятия. Про средние и малые как-то забыли. Нижегородская область в этом отношении не исключение. Достаточно взглянуть на новостройки на месте малых производств, и уцелевшие промышленные корпуса, превратившиеся в «офисятники».

Чьи данные вернее?

Воззвание вице - премьера побудило региональных чиновников «отчитаться о проделанной работе». Тем более, в нижегородских вузах, например, в НГТУ им. Алексеева, такие кафедры работают уже десятки лет. А на последнем бизнес-саммите, прошедшем в Нижнем, одним из ключевых вопросов был кадровый – подготовка специалистов для промышленности.

- Перед промышленностью области ставятся амбициозные задачи, - заявил министр промышленности и инноваций правительства Нижегородской области Владимир Нефедов. - Для этого нужно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы, чтобы подготовить нужное количество специалистов. Мы уже начали создавать ресурсные центры на принципах частно–государственного партнерства, когда предусматривается вложение и государственных средств, и средств работодателя. В связи с дефицитом специалистов мы работаем с вузами по созданию базовых кафедр. Также мы создаем учебные центры на базе головных предприятий. Например, на базе «ГАЗа». Сегодня потребность по кадрам порядка 11 тысяч человек. Мы закрываем ее на 4 тысячи человек. Кадровая проблема присутствует не только у нас, а по всей стране и по всем отраслям.

По словам министра, сейчас все зависит от работодателя: насколько загружено предприятие, насколько мотивированы приходящие на предприятие молодые люди и насколько они самореализуются. Последнее является основополагающим. Будет ли молодежь работать на устаревшем оборудовании? А в финансировании этих проектов приоритетная роль отводится федеральному бюджету – дескать, он должен спонсировать все начинания региональных властей. Словом, картина достаточно привычная.

Тем временем, в министерстве образования картину видят по-другому. По словам замминистра образования Ильи Коршунова, потребность в рабочих кадрах оценивается в 11 – 12 тысяч человек. А в этом году выпустили 14 тысяч человек.

- Получился существенный запас. Вопрос в том, куда эти две тысячи человек пойдут? Нижегородские предприятия должны предложить достойные условия. Иначе ребята уедут в Москву или вообще за рубеж.

Сейчас в области повсеместно создаются ресурсные центры. Возрождение профессионального образования «с младых ногтей» в интересах крупных промышленников. Например, совместно с «НОРСИ» создается ресурсный центр в Кстове, который обойдется в 30 миллионов рублей. 11 миллионов пойдет из бюджета, остальные дадут нефтепереработчики. Аналогичный центр профинансировали в Кулебаках. Стоимость – порядка 25 миллионов рублей. Из бюджета также идет только 11 миллионов, 14 миллионов выделила компания «Русполимер». То же самое наблюдается в автомобильной промышленности в Павлово под покровительством «ГАЗа» и корпорации «Русские машины». Стоимость – порядка 25 миллионов рублей. Но здесь 12 миллионов пришло не из регионального, а из федерального бюджета. Остальные деньги – от работодателя.

Так же готовят соответствующих педагогов для школьного и... младшего школьного образования. В этом году впервые в области открыты сразу четыре ресурсных центра.

Из-за парты к станку

К сожалению, сложилась тенденция, что молодые люди, получив профессиональное образование в вузах, по окончании пополняют когорту менеджеров по продажам. «Инженеры» торгуют оборудованием, «технологи» - технологиями. Основным критерием выбора является доход. Тем временем, в вузах заявляют, что хорошие зарплаты есть и на производстве.

- 98 процентов наших выпускников устраиваются по специальности, - комментирует ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев. - Да, действительно, где–то не хватает специалистов. Но это там, где небольшие зарплаты. На предприятиях с достойной зарплатой проблема кадров остро не стоит. На некоторых предприятиях молодые специалисты получают больше тысячи долларов. Работодателям следует предлагать людям хорошие условия: по зарплате, социальному пакету и т.д. Как бы мы не готовили ребят, они не пойдут туда, где низкие доходы. У нас есть высокотехнологичные предприятия, где молодые специалисты востребованы.

Сейчас приходится слышать слова директоров предприятий о том, что у них нет времени подготавливать и переподготавливать специалистов. Нужны те, кто сразу включается в работу. Так, в 2015 году в Нижнем запускается машиностроительный завод. Там ждут выпускников вузов с конкретной «заточкой» под конкретный производственный цикл. Также стоит учитывать, что технологии меняются раз в пять-шесть лет, и регулярно переучивать людей экономически не выгодно. Но деваться некуда!

- Вопрос в том, как используются выпускники вузов, - заметил ректор ННГУ им. Н.И.Лобачевского Евгений Чупрунов. - Если предприятие работает с нами и платит нашим выпускникам достойную зарплату, то я не слышал от представителей этого предприятия, что у них кадровый голод!

Может это потому, что вузы работают с промышленными тузами. А что с более мелкими предприятиями?

- Сегодня видно, что ресурсные центры должны создаваться не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса, - заметил директор Нижегородского индустриального колледжа Сергей Варакса. - За последние два года наблюдается резкий отток кадров именно из этой сферы. Если у меня по итогам 2011 года проходило около тысячи с лишним человек, то в этом только 181 человек. Да и выпускники не задерживаются: из 98 процентов поступивших работать на предприятия через несколько месяцев остается 2о-30 процентов. Хотя мне приходилось наблюдать, как работодатели буквально борются друг с другом за наших выпускников.

В высшей школе есть еще один немаловажный нюанс. На данный момент вузы не обязаны готовить узкопрофильного специалиста на каждое конкретное рабочее место. Они руководствуются определенными государством стандартами. Посему либо предприятие берет «стандартного» выпускника и само его «дорабатывает» либо берет «эксклюзив», что стоит гораздо дороже. Как с автомобилями: тюнинг может превысить стоимость самого авто.

«Лавры мастера участка»

Но не только инженерами живет производство. Лавры мастера участка, электрика и сварщика привлекают лишь ограниченное количество молодых. Но и здесь не все так просто. По словам директора Нижегородского радиотехнического колледжа Ирины Кормщиковой, есть серьезные проблемы с качеством специалистов:

- Во-первых, технические специальности не сильно привлекательны, хотя за последнюю пару лет наблюдаются положительные сдвиги. Во-вторых, к нам из школ приходят неподготовленные ученики, без хороших знаний по профилирующим предметам.

Кроме того, если в колледж поступает выпускник одиннадцатого класса, его вскоре автоматически забирают в армию. А чем он захочет заниматься, вернувшись оттуда?

Получается порочный круг: на завод приходят плохие специалисты из образовательных учреждений, а туда приходят неподготовленные из школы. Так можно дойти и до ясельной группы детского сада. Еще нюанс – непрерывность профессионального образования, со школьной скамьи.

Чем «технари» могут привлечь ребенка? Конечно, нанотехнологиями и робототехникой, с ними они знакомы благодаря телевидению. Кстати, сейчас в городском Центре творчества юных проходит олимпиада по робототехнике среди школьников.

Так в чем же видятся плюсы среднего профессионального образования? В 15 лет молодой человек познает цену труда. И в этом возрасте становится самостоятельным, финансово независимым от родителей. Ну, и карьера: достаточно вспомнить биографии современных аппаратчиков, большинство из которых начинали свой путь с производства. Только не в цехах, а в кабинетах комсомольской организации.

Тем временем чиновники видят решение в популяризации рабочих специальностей: проведение различных конкурсов мастерства и т.д. Современный рабочий - это не безграмотный человек в грязной робе, а высококвалифицированный специалист. При этом получение рабочей профессии не отменяет высшего образования – все зависит от человека и его умения делать карьеру. Например, в «Русских машинах» специалист не может получить серьезную должность, не имея за плечами рабочей профессии. Но опять же, это касается только крупных предприятий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру