Это модное слово… перфекционизм

Что скрывается за новым веянием среди нижегородцев

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: “Что такое хорошо, а что такое плохо?..» А насколько часто этот вопрос задаем себе мы, взрослые? Ответ очевиден: крайне редко. Ведь все достаточно просто – что такое хорошо, а что плохо мы знаем с детства. И если порой совершаем неблаговидные поступки, то оттого, что просто позволяем себе это.

Что скрывается за новым веянием среди нижегородцев

На самом деле мне в моей профессии приходится сталкиваться с более опасным явлением, нежели плохие и не очень поступки – с подменой ценностей. В данном случае – с подменой того, что такое хорошо, а что – дурно. Как, например, быть с представлением о том, что женщине очень даже неплохо быть стервой. Кстати, пропагандистам образа стервы неплохо было бы заглянуть в этимологический словарь и «порадоваться» разным значениям этого слова. Но речь сегодня пойдет не об амазонках и гердах…

Довольно давно я убедилась в том, что есть некий набор качеств, которые, вроде бы, не очень хорошие, но за которые люди испытывают тайную или нетайную гордость. Можно сказать, что какие-то качества личности, черты характера эстетизируются, наделяются не свойственной им внутренней привлекательностью. И, что интересно, подобная эстетизация, с одной стороны, связана с эпохой, а с другой – с тем социальным кругом, в котором вращается человек. Так, в старых советских фильмах встречаешь героев, которые гордятся тем, что они «люди простые, необразованные, грубые…» Сейчас подобный образ уже не привлекателен, этим уже сложно гордиться. К сожалению, это не связано с тем, что уровень культуры и образованность выросли – скорее, наоборот. Речь идет о том, что у каждой эпохи и у каждого социального круга свои эталоны не только внешней, но, если так можно выразиться – «психологической красоты».

Так, сейчас необыкновенно модным стало слово перфекционизм. Я все чаще сталкиваюсь с тем, что мои знакомые, приятели, люди, приходящие на консультацию, сами ставят себе диагноз перфекционизм. Но тревожит не это, а то, что говорят, чаще всего, о своем перфекционизме с внешней печалью, но с внутренней гордостью. Явление перфекционизма все больше эстетизируется. Например, я не встречала ни одного человека, который гордился бы тем, что страдает обжорством, но быть перфекционистом так интересно, ведь это значит стремиться к совершенству, быть строгим к себе, требовательным к другим… Я вспоминаю Анну Шерер из «Войны и мир», которая тоже томно болела модным гриппом.

На самом деле в перфекционизме нет ничего привлекательного! Пресловутое стремление к совершенству очень часто связано с чувством собственной неполноценности. Чтобы как-то справиться с этим чувством, человек создает в своем сознании собственный идеализированный образ. Проблема возникает тогда, когда индивидуум начинает путать реальное представление о себе с этим идеализированным образом. Возникают разные иллюзии: «я люблю идеальный порядок», «я никогда не опаздываю», «я все делаю с азартом»… И вся жизнь оказывается подчиненной этому идеализированному образу, этим иллюзиям. Перфекционист становится одномерным человеком. Он, например, может быть только аккуратным, всегда аккуратным, во всем аккуратным - и никаким другим. Он не видит красоты в том, чтоб хоть иногда побыть неаккуратным, безалаберным… Жизнь становится куцей.

Перфекционизм – конечно, слово симпатичное, тем более от английского perfect. Но истинные его проявления и последствия – печальны. Перфекционист – такой прекрасный и необыкновенный в своем представлении – на деле становится все более раздражительным и брюзгливым: нерадостно жить в постоянном напряжении… А в основной группе риска оказываются дети, которым перфекционист передает по наследству свою «болезнь». И по многим детям это бьет нешуточно – застенчивость, болезненная стеснительность – вот только некоторые часто встречающиеся последствия.

Модный перфекционизм непригляден. Но ведь дело не в нем. А в том, что необыкновенно сложно не подпадать под влияние своего времени, под влияние моды. Необыкновенно сложно смотреть на себя самого здраво, без иллюзий и игр. Сложно не гордиться модными «болезнями». Но можно попробовать зайти с другого боку – стараться воспринимать себя и свой собственный образ с чувством юмора. Марк Твен говорил, что «юмор приводит в действие механизм мысли», а это еще никому не мешало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру