Насколько опасно гипсовое производство?

Ответ на этот вопрос наш корреспондент искал в финской глубинке

Мы уже неоднократно рассказывали о строительстве гипсового завода и разраБотке гипсового карьера у деревни Гомзово в Павловском районе и волне протеста местного населения против него. В июле завод, принадлежащий французскому концерну, планируется запустить в эксплуатацию. Работать пока он станет на привозном сырье (гипс будут возить из Уфы и Самары) – начало разработки карьера перенесено. Это вызвало очередной виток недовольства среди местных жителей Гомзово: дескать, гипсовая пыль навредит экологии региона и здоровью людей. Наш корреспондент отправился в небольшой живописный финский городок Киркконумми, где гипсовый завод работает на привозном сырье. 

Ответ на этот вопрос наш корреспондент искал в финской глубинке
Фото автора.

“Крутили пальцем у виска”

Финляндия не первая европейская страна, где мне пришлось побывать по “гипсовой” теме. Честно говоря, мне уже надоело спрашивать европейцев о вреде гипсовой пыли. Каждый раз мне вежливо отвечали, что никакого вреда нет, пожимали плечами, а некоторые крутили пальцем у виска. И вот почему...

Район Киркконумми правильно называть общиной: множество мелких поселений, разбросанных по лесам и многочисленным заливам в получасе езды от Хельсинки. 400 кв. км населяет около 38 тысяч человек – гораздо меньше, чем в Павловском районе, где гордятся своей историей и стараются не допустить к ней “варваров-французов”. Киркконумми можно назвать идеальным сочетанием промышленности, культуры, экологии и туризма. Если Павлово – город “гусей и лимонов”, то этот финский городок позиционируется как “незабываемый уголок природы”.

В конце Второй мировой войны на территории общины находилась советская военная база. Кстати, и территория поселения относилась к СССР. На холмах располагались артиллерийские точки, чтобы бомбить Хельсинки. В заливах стояли подводные лодки. Был здесь и военный аэродром. Как напоминание о том времени, остались только бункеры, куда сейчас водят туристов.

В городке множество музеев, в том числе и под открытым небом. Невдалеке от гипсового производства находится холм с древним захоронением – охраняемый государством памятник. С другой стороны гипсового завода природоохранная зона, где обитают особо охраняемые государством белки – летяги. По закону, на этой территории нельзя производить никаких работ.

Многочисленные достопримечательности привлекают в Киркконумми туристов со всего мира. Летом сюда тянутся поклонники гольфа, а зимой – любители лыж. Можно кататься на яхте по морю, на велосипеде или лошади среди идиллических сельских пейзажей. Или рыбачить, собирать грибы и ягоды, параллельно изучая каменные курганные захоронения бронзового века. Для детей в Киркконумми есть парк домашних животных, где можно поиграть с лошадками, свинками и т.д.

В соседях – жилой микрорайон

Среди этой красоты, помимо гипсового производства, есть цементный завод, завод по переработке сахара и... производство нанореакторов для космической промышленности. Тут же находятся штаб-квартиры “Нокии” и “Эриксона”. И на этом останавливаться не собираются: на карте Киркконумми, которую мне показали в муниципалитете, серым цветом отмечена зона возможного индустриального строительства. Это около 70 процентов территории района. Поэтому многие приезжают сюда работать из Хельсинки. На другой карте отмечены производства с повышенным уровнем шума и пыли. Гипсовое производство на ней не отмечено – “первенство” принадлежит сахарному заводу.

Гипсовый завод в Киркконумми начал работать в 1972 го-ду. На нем производится вся линейка продукции из гипса. Есть и ноу-хау – “гипсокартон без картона” – влагостойкий материал на основе стекла. Производятся и “акустические материалы” – шумоизоляционный тяжелый гипсокартон. 70% продукции идет на нужды Финляндии, остальное – на экспорт.

В Скандинавии четыре подобных предприятия: в финском Киркконумми, а также в Швеции, Норвегии и Дании. В трех из этих стран производства находятся неподалеку от столиц государств. Кстати, в павловском Гомзово планируется такой же завод, как и в Финляндии, с длиной конвейера 450 м, только с использованием более совершенных технологий. Среди европейцев финны больше всех помешаны на соблюдении требований техники безопасности. На заводе не только нельзя курить, мусорить и фотографировать, но и нужно по правилам подниматься по лестницам, держась за поручни. Об этом везде висят соответствующие таблички. Есть и свои “правила движения” – все обязаны пропускать погрузчики.

Директор завода в Киркконумми Питер Озимек имеет опыт работы в России на аналогичном производстве в подмосковном Егорьевске.

– От жителей ближайшей деревни поступали жалобы. Но их цель была не выявление нарушений, а возможность что-то получить от завода, – считает Питер Озимек. – Мне кажется, в Гомзово просто боятся

чего-то нового – это психологический фактор. Или в России мало знают, что гипс – это экологически чистый материал, он не наносит вреда здоровью. Гипсовый камень, который будет использоваться в Гомзово, крупный, и от него очень мало пыли.

Гипсовый камень в Киркконумми доставляют морем из Испании. В Финляндии от порта выгрузки до завода – около километра. Мы едем по обычной лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине. В Павлово пророчат чуть ли не вымирание населения от нее. В Европе гипсовая пыль никого не смущает – Питер Озимек показывает на очищенный от леса огромный пустырь у дороги, где будет строиться жилой микрорайон.

Также в Киркконумми используют и “собственное” сырье – отходы производства и стройплощадок, ведь гипс можно неоднократно перерабатывать. А вот синтетический гипс DSG и бумагу на гипсовый завод доставляют из Германии, Великобритании и Украины.

По словам директора, работа на привозном сырье никак не сказывается на производственном графике.

“Мы с этим никогда не сталкивались”

В порту ничего удивительного я не увидел: из сухогруза огромный экскаватор высыпает породу прямо на причал. Невдалеке виднеются огромные горы угля. Пыль я почувствовал только метрах в пяти от высыпающегося из ковша гипса, когда захотел сделать удачный кадр. Питер посмотрел укоризненно – я нарушил технику безопасности.

Потом этот же экскаватор грузит породу в самосвалы, и гипс везут на завод. Особых требований к его перевозке в одной из самых экологически чистых стран нет. Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются...

На территории завода склад сырья – огромные груды гипса. Это тоже никого не смущает.

Я отправился в муниципалитет Киркконумми. По словам главного архитектора, в Финляндии нет препятствий, чтобы производство соседствовало с жилой зоной. Та же гипсовая и угольная пыль просто должна оседать на производственной площадке. А по строительному плану территория вокруг гипсового производства будет застроена коттеджами.

– Я работаю здесь пять

лет, – заметил директор подразделения по развитию бизнеса муниципалитета Марко Тииринен, – и за это время население увеличилось на 2 тысячи человек. Это развивающийся район, и любая деятельность промышленников идет под контролем населения. Для этого есть общественные слушания. Разрешение на строительство и любую деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники ничего не решают... Требования к промышленникам стандартные – соблюдение самых последних экологических технологий. Процесс получения разрешения сложен и насчитывает 13 ступеней.

Кстати, в России этих “ступеней” гораздо больше. Но на мои вопросы о возможных причинах боязни в России гипсового производства финские чиновники ответить тоже не смогли: “Извините, но мы с этим никогда не сталкивались...”. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру