«Не дай бог туда попасть»

По статистике, в Нижегородской области инвалидов становится меньше

Лето для людей с инвалидностью - время особенное. Зачастую, особенно для колясочников, есть единственная возможность хотя бы погулять около дома. Или даже съездить в гости. В осенне-весеннюю распутицу и зимние снегопады это удается далеко не всегда. Лето - золотое время и для чиновников, «окормляющих» эту незащищенную категорию людей: можно вывести людей на улицу и устроить очередной «день жаворонка» или просто отчитаться о проделанной работе. Эти отчеты и умиляют, и удивляют.

По статистике, в Нижегородской области инвалидов становится меньше

Старые песни о старом

По словам ведущего специалиста отдела медико-социального и стационарного обслуживания министерства социальной политики Нижегородской области Марины Горевой, в регионе наблюдается тенденция к снижению первичной инвалидности, то есть с каждым годом все меньше нижегородцев становятся инвалидами. По ее мнению, это свидетельствует о доступности и качестве медицинского обслуживания.

- Если четыре года назад уровень инвалидности в регионе составлял 101 человек на 10 тысяч населения, то сейчас – всего 72, - говорит Горева. - Инвалидность поддается коррекции при правильном выполнении реабилитационных мероприятий.

Также, по словам г-жи Горевой, в Нижегородской области инвалидам оказывают все услуги по социальному этапу реабилитации. Это социально-средовая, социально-бытовая, социокультурная, социально-психологическая реабилитация и физкультурные мероприятия. Имеется сеть соответствующих учреждений - центры социального обслуживания, дома-интернаты и психиатрические интернаты, центры для лиц пожилого возраста и инвалидов. Словом, старая песня...

Об интернатах сами инвалиды говорят, что не дай бог туда попасть! А центры для лиц пожилого возраста и инвалидов вызывают недоумение у всего цивилизованного мира: зачем под одной крышей держать стариков и молодых людей, даже если они передвигаются на инвалидных колясках? Интересы и жизненные ценности у этих двух социальных категорий более чем разные. В качестве примера можно вспомнить американский фильм «Фанатик», где в наказание за экстремизм молодых скинхедов суд отправляет на «социальную реабилитацию» под одну крышу с пожилыми узниками фашистских лагерей.

А еще с 2009 года в Нижегородской области реализуется межведомственная программа «Равные возможности». Название говорит само за себя: по идее, это целый комплекс различных программ – от спортивных состязаний до уроков этики.

- В рамках данной программы на территории региона в 51 муниципальном образовании организованы центры социализации для детей-инвалидов и службы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. На сегодняшний день через службы сопровождения семьи прошло более трех тысяч семей, — отметила главный специалист отдела реализации семейной политики министерства социальной политики Нижегородской области Ирина Плахова.

«Почему я должен их коляски катать?»

В Нижегородской области услуги по реабилитации людей с ограниченными возможностями оказывают 149 учреждений социальной защиты. Работает 12 специализированных реабилитационных центров.

Понятно, что в отдаленных районах области инвалидам, тем более детям, приходится тяжело. Мало квалифицированных логопедов, специалистов по лечебной гимнастике, психологов, которые могут работать среди детей с умственными отклонениями. Обидно, но большинство реабилитационных центров находятся на базе «семейных» центров и по кадровому составу не имеют «инвалидной специфики». В силу российской бюрократии чиновники четко разделяют службу сопровождения и службу социализации. Это дополнительные рабочие места. Но нужно ли делить два понятия? По идее, здесь два направления одного большого дела: привить ребенку элементарные навыки жизнедеятельности и адаптировать его к окружающему миру. Подразумевается и наблюдение за здоровьем, и подготовка к школе.

Жизненные реалии показывают, что все эти благие начинания разбиваются о незримый барьер, который не подвластен ни методистам, ни чиновникам. Это наш менталитет. Сколько бы не проводилось различных спортивных мероприятий и «дней жаворонка», это никак не способствует любви здоровых детей к убогонькому ровеснику. И никакие лекции о толерантности не помогают – детский разум не может понять заграничной терминологии. Ненависть к слабости – многовековой аспект нашей этнокультуры. Мы привыкли выживать, а не жить. Поэтому и работа по адаптации детей-инвалидов должна быть не в ключе непонятной европейской терминологии, а на базе исконных ценностей.

Самым удачным шагом в этом отношении была серия мероприятий, где дети-инвалиды и их здоровые ровесники совместно изучали народные промыслы, а потом была организована выставка творческих работ. Это не футбольный матч, где расклад сил уже заранее ясен. Тем не менее, за последние три года прошло семь спартакиад, в которых состязались здоровые ребятишки и дети с ограниченными возможностями. А еще детей-инвалидов совместно со здоровыми ровесниками вывозили на совместные экскурсии. Сын одного из моих знакомых, побывав на подобном мероприятии, заявил приблизительно следующее: и чего это я вместо того, чтобы смотреть достопримечательности Питера, должен их коляски катать?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру