Бывший памятник готовят к сносу

Входы в здание замурованы, чтобы в нем никто не смог забаррикадироваться

Когда активисты заперлись в доме №98 по Большой Покровке, общественность оценила этот поступок неоднозначно. Звучали возгласы: чего это они деревянные гнилушки защищать взялись, и ладно бы еще здание было памятником… В результате дом все-таки снесли, а его последних обитателей арестовали. Всего лишь через месяц после тех событий проблема уничтожения исторической части Нижнего Новгорода стала еще острее. Причем политкорректные скептики уже не могут сказать, что опять-де кто-то за гнилушки ратует. Под ударом градостроительного ковша – крепкий каменный дом М.И.Чеботарева (улица Горького, 107), стоявший до недавнего времени на государственной охране как вновь выявленный памятник архитектуры. В прошлом году областные чиновники вычеркнули его из реестра объектов культурного наследия, и сейчас дом готовят к сносу. Он мешает расширению улицы Горького.

Входы в здание замурованы, чтобы в нем никто не смог забаррикадироваться

Такого в Нижнем больше нет

Этот особняк с мезонином был возведен на пересечении улиц Студеной и Полевой (ныне Горького) не позже 1830 года, то есть почти два века назад. Автор проекта неизвестен, но известно, что в 1873 году к дому была пристроена каменная двухэтажная лавка по проекту архитектора Н.А.Фрелиха.

Описывая вид этого здания, нельзя ограничиться фразой «типичный образец старой застройки», как в случае со многими общепризнанными памятниками. Есть у дома Чеботарева особенности, и они далеко не типичны. Например, три разных фасада: один со стороны улицы Горького, другой со стороны Студеной, а третий «смотрит» на перекресток этих улиц (у дома скошенный угол).

- Это единственное в Нижнем Новгороде здание с подобным архитектурным решением, - утверждает кандидат исторических наук Анна Давыдова. – Оно сохранило свой первоначальный облик и находится в хорошем состоянии.

Безусловно, фасады дома нуждаются в косметическом ремонте, в некоторых местах начала отваливаться штукатурка… Но в целом внешним видом здания можно любоваться и сегодня. Наверняка у бывшего памятника еще и шикарные интерьеры: купец Чеботарев, судя по архитектурному решению, не жалел денег на свой дом. Однако сказать что-либо о внутренней отделке трудно: все фирмы, которые располагались здесь до недавнего времени, съехали. Все двери – а они, кстати, стальные – надежно заперты на ключ. Не иначе как власти распорядились специально все замуровать, памятуя о том, как месяц назад активисты забаррикадировались в 98-м доме на Покровке. Теперь этот номер не пройдет – если, конечно, защитники старого Нижнего не смогут добраться до второго этажа, чтобы залезть через окно.

Экспертиза была липовой?

В 1999 году это здание, обладающее несомненной архитектурной ценностью, было включено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Данный статус является как бы промежуточным, но придает сооружению иммунитет. Следующий логичный шаг – присвоение объекту статуса памятника.

Однако в прошлом году вышло областное постановление №78, согласно которому десятки ценных старых построек (в том числе и дом Чеботарева) были исключены из разряда объектов культурного наследия вообще и сняты с государственной охраны. Многие из «отсеянных» – не ветхие и даже не деревянные, а крепкие каменные образцы архитектуры вековой данности. За что, спрашивается?..

Защитник культурного наследия, а ныне префект “Рождественской стороны“ Александр Сериков скупо прокомментировал тогда эту ситуацию. По его мнению, ряд домов просто мешал застройке. Интересно, что в генплане на месте этих зданий давно уже нарисованы новые объекты. Получается, авторы главного градостроительного документа закрывали глаза на наличие в центре Нижнего архитектурных достопримечательностей. Ну, или заранее была договоренность о том, что памятники перестанут быть таковыми.

Известно, что пресловутое 78-е постановление предваряла экспертиза, заказанная по итогам конкурса коллективу строительного университета во главе с профессором Анной Гельфонд. Проводили данную процедуру эксперты, не прошедшие государственную аттестацию, тогда как по закону столь ответственная миссия может быть поручена только аттестованным специалистам.

На наш запрос чиновники из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области ответили, что у привлеченных к этой работе людей есть высшее профильное образование и стаж по специальности не менее десяти лет. Это основные требования, которые предъявляются к экспертам. Странную позицию заняли в данном случае слуги народа: если человек сможет пройти аттестацию, стало быть, она и не нужна, хоть ее и требует закон.

Почему же творческий коллектив ННГАСУ не прошел эту процедуру? Неужели функционеры думали, что эта досадная мелочь никогда не всплывет? Или реально боялись, что кто-то из уважаемых в своей сфере людей не сможет пройти аттестационный экзамен?

Дом отдыхать помешал

На днях активисты, болеющие за сохранение историко-культурного облика города, обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность описанной выше экспертизы и появившегося на ее основе 78-го постановления. Если будут вскрыты нарушения, этот документ должен быть отменен, и тогда старинные дома вновь обретут статус объектов памятников. А авторам генплана придется наконец-то взяться за реальную работу – то есть не проводить карандашом прямые линии по живым объектам культурного наследия, а окружать эти объекты достойной их средой. Эта работа, конечно, более трудоемкая, но она просто необходима, если мы действительно хотим жить в городе, имеющем свое лицо. Тот же дом Чеботарева не только хорошо сохранился – он смотрится не допотопно. Приложив определенные усилия, его прекрасно можно было бы вписать в среду, окружающую новую станцию метро.

Стражей закона попросили также принять меры, дабы не допустить снос дома Чеботарева, ибо областное правительство таких мер принимать не собирается. Более того, чиновники сообщили в ответе на наш запрос, что не планируют заказывать повторную экспертизу по данному зданию.

Бывшему памятнику осталось жить считанные дни. Его снос запланирован в рамках благоустройства улицы Горького, которое, в свою очередь, должно быть закончено к Дню народного единства. В мэрии уточнили, что в рамках благоустройства улицу расширят до шести полос, сделают велосипедные дорожки и зоны отдыха граждан. Получается, что полтора века нижегородцы этим зданием любовались, а теперь оно мешает им отдыхать. При этом самих горожан, как водится, забыли спросить, готовы они объезжать на велосипедах старинный дом или его надо непременно уничтожить?

Кстати

Специалисты отмечают, что деревянный дом №98 на Большой Покровской обладал несомненными признаками объекта культурного наследия. Однако областные власти так и не наделили его статусом вновь выявленного памятника. Перед сносом с дома сняли ценные резные наличники. Здание уничтожили, несмотря на отчаянные протесты защитников старого Нижнего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру